Отрывки из книги Шачинанданы Свами «Путь великих прощаний».

shachinandana1

 

Вчера доктор Аурелиус разговаривал по спутниковому телефону со Швейцарией. Вернувшись, он сказал, что у него такое чувство, будто он разговаривал с другим миром.

Несмотря на то что мы недолго находимся в Гималаях, мне кажется, что мой дом здесь, а Европа, с ее жаждой материального совершенства и одновременно с ее неспособностью вырваться за пределы устаревших форм мышления и поведения, кажется мне удивительно далекой, как будто лежащей в ином измерении.

****

Слушая, как доктор Аурелиус рассказывает о международной обстановке, я замечаю, что мой интерес к этим событиям сродни интересу кинозрителя, рассматривающего фигурки персонажей, бойко двигающиеся на экране. Здесь, в Бадринатхе, даже столь значительные происшествия, как военные конфликты, представляются такой же бессмысленной возней, как битва муравьев за пространство в пятнадцать квадратных сантиметров у меня под ногами. Что такое эти конфликты на фоне громадной истории галактик, время существования которых отмерено вдохом и выдохом Всевышнего?

 

FN-jIT3kGYQ

 

Вчера ночью я долго рассматривал звездное небо — занятие, любимое мною с детства. Привычный вопрос пришел мне на ум: в чем смысл нашей планеты внутри всей этой бесконечности пространства, в котором плавают бесчисленные Земли и Солнца? В мерцающем свете звезд, доходящем до нас из глубин вселенной, Земля кажется мне пылинкой, поднятой на короткое время из чрева космоса и обреченной когда-нибудь вновь опуститься туда. Когда бы я ни приезжал в Индию, мне всегда открывались интересные истины; на этот раз моим учителем стали могучие и спокойные Гималаи: бессмертная душа — частица бесконечного Бога. Такая точка зрения призвана помочь нам отрешенно взглянуть на свою боль и на боль всего мира. Я вспоминаю глаза Бога, которые с незапамятных времен смотрят на всё происходящее здесь. В одном-единственном движении этих глаз мне открывается и снова уходит в небытие весь спектр материальной иллюзии. С таким видением нетрудно понять, почему обход вокруг храма равносилен обходу всей вселенной. В полдень мы идем в гости к жрецу этого храма, который вот уже двадцать лет следит за поклонением на алтаре. Он принимает нас, сидя на диване и закутавшись от холода в плед. Пандит-джи, наш проводник из Рудрапраяга, говорит ему, что я могу декламировать санскритские стихи. Хозяин сразу же оживляется. Он просит меня что-нибудь прочесть, и я выбираю место из Первой песни «Шримад-Бхагаватам».

сута увача

брахма-надйам сарасватйам
ашрамах пашчиме тате
шамйапраса ити прокта
ршйнам сатра-вардханах
бхакти-йогена манаси
самйак пранихите ’мале
апашйат пурушам пурнам
майам ча тад-апашрайам

В этих стихах рассказывается, как Вьясадева познал Бога, медитируя в этом самом месте, в Бадарикашраме.
Он сосредоточил свой ум, в совершенстве заняв его связующим процессом преданного служения, свободного от любой примеси материального (бхакти-йогой), и увидел Абсолютную Личность Бога и Его внешнюю энергию, полностью находившуюся в Его власти.

 

p168ghdd5v1d87jq01pqt1si11vsk3

 

Эта строчка, майам ча тад-апашрайам (внешняя энергия, полностью находящаяся в Его власти), привела храмового брахмана в восторг. Лицо его озарилось счастьем, и он повторил несколько раз без остановки:

— Майя, материальная энергия, всегда находится под контролем Бога. Там, где Кришна, нет места майе, иллюзии.

Писания на санскрите — для обоих брахманов родная стихия. Они оживленно обсуждают чудесную особенность духовной жизни: там, где присутствует Бог, не может быть невежества. С нежностью смотрят они на нас, людей Запада, — так их поразили стихи из «Бхагаватам», пропетые европейцем. Наше присутствие здесь — неопровержимое доказательство истинности этих стихов!

Через некоторое время жрец знаком подзывает каких-то людей; все они закутаны в теплые одежды. Это храмовые слуги; сейчас они накормят нас. С едой здесь одна проблема: не чувствуешь голода, поскольку в воздухе столько энергии, что представляется излишним и даже неприличным получать жизненную силу через пищу. Я слышал о йогах, которые десятилетиями ничего не едят. В то время как обычный человек получает свою жизненную энергию (прану) из пищи, эти йоги на разных этапах своего отречения получают ее сначала из воды, потом из солнечных лучей, а под конец просто из воздуха. Мы теперь тоже стали йогами.

 

IMG_4339

 

Наш пандит в молодости долгое время жил здесь и не раз встречался с такими йогами. Он рассказывает:

— Однажды, гуляя в горах, я прилег под кустом и задремал. И вдруг какие-то голоса будят меня. Я просыпаюсь и сквозь дремоту вижу двух йогов: один молодой, весь сияет красотой, а другой старый, еле держится на ногах. Старый просит молодого о помощи, слишком тяжело ему стало в его старом теле, и спрашивает, нет ли у того при себе растения сандживани. Тогда юноша вынимает из своей маленькой сумочки растение, похожее на стручковую фасоль, половину отдает старику, а другую половину выбрасывает. Как только старик съедает это редкостное растение, его тело тут же до неузнаваемости меняется, и через десять минут он преображается совершенно. Он благодарит юношу и огромными шагами начинает взбираться на гору, пока не исчезает в облаках. Я хотел поговорить с молодым йогом, но и он исчез, подобно молнии. Остаток сандживани тоже пропал, а иначе я сейчас выглядел бы немного моложе, — весело подмигивая, заканчивает пандит свой рассказ.

****

Миновав заставу, мы переходим бурлящую Сарасвати по каменному мосту, приветствуем йога, который сегодня машет нам рукой из своей пещеры, и оставляем цивилизацию позади. Вскоре наша группа растягивается, так что каждый идет, предоставленный сам себе.

Трудно описать словами те чувства, которые испытываешь, путешествуя по Гималаям. Ты видишь себя полностью свободным и ценишь каждую минуту, что дарит тебе тишина этих гор. Пожалуй, тишина — это самое непривычное, что ожидает человека здесь. Она поначалу кажется чем-то чуждым, даже устрашающим. Но вскоре понимаешь, что в этой тишине — целый мир, полный глубокого смысла. Для многих людей, которые приходят в Гималаи, эта тишина кажется затаенной опасностью, и они пытаются как-то избавиться от нее. Недалеко от Ришикеша, посреди джунглей, мне повстречались двое европейцев, тащивших с собой радиоприемник, работающий на батарейках. Словно отгоняя ненавистную тишину, из громкоговорителей раздавались безвкусные шлягеры из индийских фильмов — похоже, у этих людей развилась настоящая наркозависимость от шума, к которому они привыкли на Западе.

 

Rishikesh-yoga

 

Все люди говорят без умолку, с утра до вечера. Это один из первых навыков, которым мы научаемся. Но можем ли мы по-настоящему слушать? Обоими ушами и, самое главное, сердцем? Паломничество подразумевает тишину, в которой наше сердце может услышать Бога. Погрузиться в тишину — значит отстраниться от калечащего шума современной цивилизации и от эхо, звучащего в нашем сознании. Вместе с тем эта тишина не должна быть пустой. В ней, особенно посреди нетронутой природы, должно образоваться своего рода пространство, в котором наша духовная жизнь обретет новое рождение, освобождая нас от всех надуманных концепций и искаженных представлений о мире. В этом пространстве паломник обретает новый взгляд на самого себя и свой жизненный путь. Все, что было, что есть и что будет, открывается такому паломнику со всей ясностью. В таком божественном измерении оказывается он, особенно когда, оставив позади все тяготы долгого путешествия, приближается к заветной святыне.

В этом паломничестве мне стало ясно, что все и вся ведомы божественной силой. В «Гите» Кришна так объясняет это: «Все покоится на Мне, словно жемчужины, нанизанные на нить». Эту божественную силу можно сравнить с мелодией, которая исходит от одной струны скрипки, но разливается повсюду и влияет на все, что находится рядом. Неприступные горы, реки, пещеры и жилища йогов, а также шумные города с беспокойными толпами падких на дешевые удовольствия людей — все это зиждется на божественной вибрации, на слове Бога. А мы настолько сильно желаем утвердить здесь свою собственную «мудрость», что не хотим слышать, что говорит нам Бог.

 

Продолжение читайте в книге «Путь великих прощаний»

 

11

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии ( 0 )

    Написать комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Будь в курсе последних новостей и предстоящих мероприятий
    Введите ваш основной адрес электронной почты, чтобы получать нашу бесплатную информационную рассылку.
    Вы можете отписаться в любое время. Инструкции по отписке включены в каждое сообщение.

    Powered by WPNewsman

    ЗАКРЫТЬ
    Web Design MymensinghPremium WordPress ThemesWeb Development

    10 мая в Москве стартует общероссийский фестиваль индийской культуры «Намасте, Россия!»

    10.05.201510.05.2015
    Президент Индии Пранаб Мукерджи и министр культуры РФ Владимир Мединский примут участие в торжественном открытии фестиваля индийской культуры в России "Намасте, Россия!" сегодня в Концертном зале им. Чайковского. Перед церемонией там же пройдет брифинг, в ходе которого на вопросы журналистов ответят заместитель министра культуры РФ Елена Милозорова и генеральный директор Индийского совета по культурным связям Сатиш Мехта. Творческий старт фестивалю с невероятно ясным, приветливым и наполненным духовной мудростью названием "Намасте, Россия!", который пройдет в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Светлогорске, Ессентуках, Кисловодске, Ростове-на-Дону, Уфе и Астрахани, даст хореографический ансамбль "Кадамб". В рамках фестиваля россиян ждут выступления коллективов "Болливудская феерия" (Светлогорск и Калининград), Natya Stem Dance Kampany (Москва, Астрахань), Soulmate (Кисловодск, Ессентуки, Ростов-на-Дону). Москвичей ждет встреча с фольклорным коллективом Bharat Folk Art Academy под руководством Рагхав Радж Бхатта, а также знакомство с искусством индийских художников-фотографов. 12 мая ансамбль "Кадамб" выступит в Концертном зале "Колизей" (Санкт-Петербург). Справки: тел./факс: +7 903 969-36-46; E-mail: sodruz@bk.ru; сайт организатора: http://mkrf.ru/ (далее…)

    Центр индийской культуры на один день превратится в индийский «ЗАГС»

    22.04.201522.04.2015

    21 апреля шесть пар россиян пойдут под венец в Центре индийской культуры на улице Куусинена. Ожидается, что церемония бракосочетания будет проведена в полном соответствии с древним индийском ритуалом - Виваха-Ягья. индийская-свадьба_традиционно-невесту-выбирают-родители-жениха1Как рассказали в пресс-службе Центра индийской культуры, с каждым годом в Москве становится все больше молодых пар россиян, желающих провести свадьбу не просто в индийском стиле, но и с соблюдением всех тонкостей и деталей этого достаточно сложного, но безумно красочного ритуала. И для этого совсем не обязательно выезжать в Индию! Организаторы свадебной церемонии отмечают, что по красочности этого событие нисколько не уступает празднику красок Холи. (далее…)

    На Парламент-сквер в Лондоне установили памятник Махатме Ганди

    21.04.201521.04.2015
    Новость 7На церемонии открытия памятника присутствовали премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и министр финансов Индии Арун Джейтли.Бывшие непримиримые политические оппоненты, Уинстон Черчилль и Махатма Ганди отныне стоят рядом на Парламентской площади в Лондоне.  (далее…)